2. Реабилитация

  • структура и компоненты программы;
  •  работа с концепцией болезни;
  • духовность;
  • культура общежития.

Структура и компоненты программы

Для нас наркомания – это, в первую очередь, болезнь, приобретённая в процессе греховной жизни. Наркоман – творенье Божие, человек, страдающий от своих греховных привычек. Это страдание от одиночества, угрызений совести, отсутствия сил для борьбы с зависимостью. Мы должны вместе попробовать решить эти проблемы:

  • преодолеть зависимость,
  • избавить от чувства одиночества,
  • дать знания необходимые для трезвой жизни,
  • вернуть человека семье и обществу,
  • познакомить его с Богом и церковной жизнью.

Для этого необходима комплексная церковная реабилитация зависимого. Мы можем предложить пройти такую реабилитацию в наших центрах или подобрать человеку то, что ему наиболее подходит.

В настоящее время Фондом создана комплексная система помощи наркозависимым и страдающим от алкоголизма, которая включает в себя:

  • телефон доверия по проблемам зависимости;
  • кабинет первичной консультации зависимых и родственников «Начало» при Богоявленском храме г. Воронеж;
  • центр реабилитации «Семидесятное» в селе Семидесятное Хохольского района Воронежской области;
  • центр реабилитации «Обитель» в селе Костенки Хохольского района Воронежской области;
  • центр помощи зависимым женщинам, в том числе матерям с детьми «Умиление» с. Шуберское, Новоусманского района Воронежской области;
  • центр ресоциализации «Ладья» для прошедших реабилитацию;
  • группа постреабилитационного сопровождения «Воскресенье».

Наша программа реабилитации основана на методологии «Церковной реабилитации наркозависимых» с использованием принципов Терапевтического сообщества и элементов программы «12 шагов» (в программе используется первый шаг).

В структуру Благотворительного фонда святителя Антония Смирницкого входят три реабилитационных центра для прохождения основного периода реабилитации:

  • деревенские центры "Семидесятное" и "Обитель".
  • женский центр «Умиление»;

Длительность процесса реабилитации 9 месяцев. Курс проходит стационарно в одном из реабилитационных центров: «Обитель», «Семидесятное», или «Умиление».

На этом этапе отрабатываются навыки психологического самоконтроля: борьба с раздражительностью и гневом, устойчивость к стрессовым ситуациям. Повышается уровень ответственности за свои поступки. Приобретается навык конструктивных отношений со старшими и подчиненными.

На этом этапе подопечный регулярно участвует в Богослужениях, церковных мероприятиях, работах при храме. Духовная программа включает в себя: изучение Священного Писания, церковного опыта борьбы со страстями, кинолекторий.

Наша программа выздоровления базируется на трех столпах:

  • работа с концепцией болезни;
  • духовность;
  • культура общежития.
 

Работа с концепцией болезни

Реабилитационный процесс делится на стадии, каждая из которых имеет свои цели и порядок. Первоочередная задача воспитанника – полностью переосмыслить весь свой образ жизни, то есть свои отношения с окружающими людьми, которых до этого момента только огорчал своим поведением, обусловленным потребностями зависимости. Начать выстраивать свои взаимоотношения с Господом Богом, которые начинаются с искреннего покаяния, но чтобы придти к этому - нужно вначале понять, что же из себя представляю я сам, кто я перед Господом. Вообще, правильные отношения с кем-либо нужно строить только в том случае, если есть четкое осознание, кто он и кто я. Главная цель каждого периода делится на несколько внутренних задач, в итоге составляющих одну структуру. При прохождении стадий процесса человек получает важный опыт, а также знания и инструменты, как противостоять проявлениям зависимости. И учится решению жизненно важных задач.

Духовность

Духовность - свойство природы самого человека, это исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ. Дух – это совокупность мышления, сознания, человеческой воли, это единое целое, которое составляет особенность человека. Дух невидим и находится вне какого-либо пространства. Но все же дух есть главная составляющая нашей человеческой природы, которая определяет нравственный уровень нашего общества; его мировоззрение, культуру, искусство, а также образ жизни, включающий отношение к детям, к пожилым людям, и к браку.

Главным образом духовность формирует ценности человека, его внутренние стремления, потребности души. Как талант, как наука, как любые другие возможности, наша духовность может быть направлена и на добро, и на зло. Из чего явствует, что этот уникальнейший дар может быть амбивалентным. Потому что богоподобие человека неотделимо от свободы. Жестко запрограммированная направленность духовности была лишена одной из важнейших прерогатив духа - свободы. А если есть свобода, значит, существуют, по меньшей мере, два пути - путь к Первообразу и путь удаления от него. Духовность неотделима от свободы. Поэтому этот аспект реабилитации мы считаем самым важным в освобождении от рабства наркотиков и алкоголя.

В систематическом употреблении человек постоянно стремиться к получению наркотика, тем самым, определяя ему главенствующую роль в иерархии своих ценностей. Для достижения своей цели, наркоман или алкоголик – сделает всё, даже пренебрегая нормами всех существующих законов, включая морально-нравственные. Он испытывает сильное давление микросоциальной среды, в которой наркозависимому приходится пребывать в период наркотизации, где оправдываются любые пути и жертвы для приобретения вещества, и где формируется, в свою очередь, неправильный образ мышления. Следовательно, положительная духовность зависимого человека, из-за образа жизни и круга его общения, непрерывно истощается.

Медицина может помочь в снятии физической ломки, но отменив наркотик, врачи вынуждены давать пациенту медицинские препараты, поддерживающие физическое состояние больного. А при выписки из клиники, большинство таблеток отменяется. Ребята не получают ничего взамен, так как за короткое время в больнице их не научили жить по-другому, а образовавшуюся внутри них свободу необходимо закладывать фундамент новой жизни, если этого не сделать, то в образовавшуюся пустоту (так как они не знают, что делать с полученной свободой) лезет всякая грязь. И ребята, которые не успевают за короткий срок понять, что свобода и распущенность это две вещи прямо противоположные друг другу, начинают впадать из крайности в крайность, они начинают пьянствовать, зачастую запойно, и всё возвращается на круги своя, и уже летит, как снежный ком с горы, стирая все ценностные ориентиры.

В нашем центре приехавших на реабилитацию встречают так, словно они уже давно члены нашей семьи, это очень ускоряет адаптацию на новом месте. Помогает почувствовать себя как дома, и тем самым, помогает открыться и начать свое изменение. Ведь все, что произошло с ними, это следствие неправильно сделанного выбора, а за тем - бесчувствие по отношению к людям. А как результат равнодушие к самим себе и к близким. А что самое страшное — бесчувствие по отношению к самому святому.

Некоторые родители задают вопрос "что делать, если мой сын такой бесчувственный?". На самом деле отчаиваться не нужно, так как чувства воспитываются, они вырастают. Не нужно думать, что человек, который хорошо разбирается в живописи или в музыке, сразу родился таким? Нет! Он в себе воспитал эти чувства. Всему люди учатся, если они этого захотят. Наши психологи мотивируют ребят на здоровый образ жизни!

Священное писание конкретно говорит нам, что духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца. Когда человеческая духовность приходит в состояние дисгармонии со своим первообразом, это влечет за собой духовные и нравственные недуги, духовную и нравственную гибель.

Священник помогает ребятам понять, что жизнь — это дар! Великая радость! Это бесценно! День за днем наши подопечные как бы "просыпаются от наркотического сна" и начинают участвовать в жизни Церкви. Начинают читать молитвы, исповедуются, причащаются. Кто был не крещен - принимает Крещение.

Вместе со священником ребята изучают годовой круг богослужений. И шаг за шагом ребята начинают восстанавливать разрушенную систему ценностей. Учатся вести внутреннюю борьбу со своими злейшими врагами: гордыней, ленью и эгоизмом... ведь там коренятся все их беды и проблемы.

Культура общежития

Зависимость, как алкогольная так и наркотическая, - болезнь очень коварная, прогрессирующая, и трудноизлечимая. Поэтому мы подходим к ее лечению комплексно. Немаловажную роль в процессе восстановления играет совместное проживание. Поэтому одна из основных наших задач: научить человека жить рядом с человеком. То есть научить ребят состраданию и, что главное - милосердной любви к людям. Через этот опыт они намного лучше познают себя самих, и понимают, как поступать с человеком, находящимся рядом. Усвоив этот опыт, и попробовав прожить так определенное время, ребята обретают чувство и вкус новой жизни, и хотят жить так!

Некоторые родители рассказывали, что пребывая в наркотичеком или алкогольном употреблении, их дети, в большей степени, не принадлежали себе, а в их головах и сердцах свили себе гнезда чудища, по поступкам которых, окружающие могли лишь догадываться о том, какие они страшные... Они подчиняли себе сознание этих ребят, поглотив их целиком! И всё это, безусловно, нанесло серьезные раны каждой человеческой душе. Случается это потому, что с самого детства в ребенка закладывалось потребительское и эгоистичное отношение ко всему вокруг. А уже в юности эти дети достигают определенного уровня цинизма, и перестают подходить к личности, как к священному, тогда они уже не знают никаких границ, путей, идеалов, тогда они надо всем издеваются. Почти всегда именно это ведет к отправной точкой в употреблении, вследствие чего, молодой еще человек, становятся душевной развалиной, нравственным трупом, это очень ужасно. И это страшно не только в личном плане. А страшнее в социальном, в общественном, в политическом аспектах, потому что люди, которые ни во что не ставят других людей, в конце концов становятся опасны друг для друга, и для самих себя, потому что наружу вырываются не просто страсти, а вырываются некие демонические стихии.

Многим из этих ребят получалось прекратить употребление. Многие "заходили" в храм, но все равно, они не могли освободиться от зависимости. Другие же пытались работать и старались ходить в храм, но всё равно, не могли справиться с болезнью. А почему? Потому что не хватало важной составляющей — разобраться, понять, как работает болезнь в человеке, и самое важное - жить среди себе подобных. Находясь на реабилитации, ребята учатся новому образу жизни, формируют новые привычки. Они учатся радостно справлять Дни Рождения и всякие другие праздники, но без спиртного, наркотиков и без каких-либо химических веществ.Занимаются физическим спортом, трудятся, играют в настольные игры, в футбол и др. Смотрят тематические фильмы.

Ребята трудятся друг у друга на виду, проявляя единство во всем; ходят вместе в Храм, молятся, участвуют в Таинствах, поддерживают друг друга, и печаль одного разделяют на всех, радуются и веселятся. Каждый такой момент помогает им посмотреть на самих себя со стороны... они начинают находить ответы на многие вопросы, которые даже боялись задавать себе прежде: кто я? Для чего я живу? Что будет со мной после смерти? Что останется после меня?Программа управляема самими участниками. Они живут в Доме, где господствует любовь, и есть надежда.

В программе всегда работают люди с опытом собственного выздоровления. Они как никто понимают, что происходит с человеком, находящимся во время выздоровления, и хорошо знают, что нужно делать, и какие опасности встречаются на этом пути. Кроме этого их жизнь это лучшее доказательство, что выздоровление реально. Видя их - оживает надежда, и у каждого появляется шанс:

Если это получилось у них, значит , и я смогу!